ВСЕ ФОРТЕПИАННЫЕ ТРАНСКРИПЦИИ!

К 145-летию со дня рождения Рахманинова

23 ноября в Малом зале Московской консерватории cостоится концерт, приуроченный к 145-летию со дня рождения композитора С.В. Рахманинова. На сцене выступят два прекрасных музыканта, учитель и ученик, тандем которых уже не раз вызывал восторженный отклик у публики.
Ирина ОСИПОВА, заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории, и ее ассистент - Кирилл КАШУНИН, лауреат Международных конкурсов, дадут очередной совместный концерт, который на этот раз будет посвящен рахманиновским транскрипциям.
Понятие транскрипции обычно используется в контексте приспособления исполнения какого-то произведения,написанного для другого состава исполнителей. Тем не менее, в данном случае транскрипции представляют из себя не просто переложения, а самостоятельные уникальные произведения, одновременно являющиеся блестящими примерами авторского видения чужого произведения, которое послужило базой для создания транскрипции.

23 ноября, пятница 19:00

Малый зал
Московской консерватории

КУПИТЬ БИЛЕТ
В данной программе будут исполняться отдельные произведения, первоначально написанные для оркестра (напр. Мендельсон-Рахманинов – Скерцо из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»), для скрипки (Бах – Рахманинов  – Прелюдия, Гавот и Жига из Партиты ми мажор для скрипки-соло) или для голоса и фортепиано (напр. Шуберт-Рахманинов «Куда?» из вок. цикла «Прекрасная Мельничиха»).

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что некоторые из транскрипций были сделаны самим автором (Рахманинов – транскрипция романса «Сирень», «Маргаритки»). В Рахманиновском виде произведения не просто приспособлены для исполнения на фортепиано, а еще и обработаны соответственно своим композиторским и авторским особенностям. Так вот, например, очень известная мелодия романса Чайковского (Чайковский-Рахманинов – «Колыбельная песня»), в оригинале на сл. Майкова, у Рахманинова сперва звучит точно как в романсе у Чайковского, а далее с каждым звуком произведение начинает выдавать характерный подчерк самого Рахманинова.

Транскрипция, которая прозвучит во втором отделении, и подавно исключительна - для исполнения на двух фортепиано она также была написана именно самим автором. Рахманиновым было дано и программное название, причем как всего произведения – “Фантастические танцы”, так и каждой его части – “Полдень”, “Сумерки” и “Полночь” (позднее названия отменены). Однако будет в корне неверно предполагать, что речь идет действительно о разном времени суток, ведь музыка всегда гораздо шире и глубже, чем любое, даже самое удачное языковое название.

Написанное в 1940 году, произведение стало последним для автора. Оно писалось в трагические для всего мира дни – к тому времени уже началась Вторая мировая война, поэтому музыка в первую очередь содержит страх и ужас, которые наступили в мире в связи с войной. Трагическая картина вступает в неразрешимый конфликт с воспоминаниями о счастье, которое было, о родине, которую композитор потерял. Звуки борьбы и даже сражения особенно слышны в третьей части произведения. Ее главным кульминационным моментом стал знаменитый хорал Dies Irae (День гнева), обозначающий Страшный суд и конец света – то, что ощущал Рахманинов в связи с обстоятельствами мировой жизни.
1 ОТДЕЛЕНИЕ
Бах – Рахманинов Прелюдия , Гавот и Жига из Партиты Ми мажор для скрипки-соло
Исп. И.Осипова
 
Шуберт-Рахманинов «Куда?» - из вок. цикла «Прекрасная Мельничиха»
Чайковский-Рахманинов Колыбельная песня
Мендельсон-Рахманинов Скерцо из музыки к пьесе Шекспира
«Сон в летнюю ночь»
Рахманинов «Сирень» (транскрипция романса)
Исп. К. Кашунин
 
Рахманинов «Маргаритки» (транскрипция романса)
Мусоргский – Рахманинов Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Римский-Корсаков – Рахманинов Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»
Бизе – Рахманинов Менуэт из музыки к драме Доде «Арлезианка»
Крейслер – Рахманинов Вальс «Муки любви»
  Исп. И.Осипова
 
Крейслер – Рахманинов Вальс «Радость любви»
Исп. К. Кашунин
 
2 ОТДЕЛЕНИЕ
Рахманинов Симфонические танцы (авторское переложение для двух фортепиано)
  1 Non allegro
2 Andante con moto (Tempo di valse)
3 Lento assai – Allegro vivaxe-Lento assai, come prima-Allegro vivace
 
Исп. И. Осипова и К. Кашунин
Ансамбль двух выдающихся музыкантов, каждый из которых обладает яркой творческой индивидуальностью — это уникальное событие, которое нельзя пропустить!
Купить билет можно при помощи сервиса онлайн-продажи на официальном сайте Московской консерватории: http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=157843.

Для оформления билета необходимо нажать на кнопку “Купить билет”, затем еще раз “Купить”, выбрать на подгрузившейся схеме зала место и обязательно указать адрес вашей электронной почты и номер мобильного телефона, на которые будет отправлено подтверждение о покупке билета/абонемента. Цена билета 300 – 800 рублей.